Рынок ИИ-решений для логистики демонстрирует устойчивый рост на 25-30% в год
1 ноября 2025Ключевой тренд – создание «цифровых двойников» компаний на основе всех внутренних данных для запуска автономных ассистентов и агентов
Системный уровень использования ИИ достиг 28%, при этом более 80% компаний уже применяют точечные решения, а у каждой третьей существует разработанная стратегия по генеративному ИИ. Такие данные привел Роберт Васильев, директор и основатель Концерна ИИ технологий Z-union, в своем докладе на конференции «Цифровизация транспорта».
Васильев подчеркивает, что основой для создания корпоративных ассистентов и агентов служит цифровая экосистема компании. Она включает в себя базы знаний, переписки в чатах и почте, все документы на корпоративных дисках, записи встреч в аудио- и видеоформате, системы видеоаналитики и отчеты. Эксперт приводит определение цифрового двойника как набора виртуальных копий процессов организации. Именно на этой основе строятся ассистенты, способные трансформировать операционную деятельность.
При этом большая языковая модель сама по себе составляет лишь около 5% успеха. Васильев называет ее «убедительным болтуном», который, без опоры на строгий контекст и бизнес-процессы, может генерировать непрофессиональные решения. Ключевая ценность возникает при комбинации языковых моделей с другими технологиями и данными компании, что позволяет создавать многоагентные системы, способные заменить целые отделы аналитиков.
В качестве примера Васильев описывает кейс для компании, занимающейся логистикой. Внутри ассистента работала связка из пяти специализированных агентов. Первый агент анализировал каталог продукции завода-изготовителя и выявлял серийные изделия. Второй декомпозировал изделия на компоненты. Третий присваивал этим компонентам класс продукции для таможенного оформления. Четвертый агент, чтобы исключить характерные для ИИ «галлюцинации», формировал строгий запрос в базу данных компании-поставщика и проверял наличие компонентов на складе. В результате всего за 90 секунд система формировала готовый отчет о компонентах, необходимых целевому заводу и доступных для немедленной поставки. Это позволило сократить среднее количество встреч перед заключением сделки на 20%, ускорив принятие решений.
Другой кейс касался оптимизации складских запасов для дистрибьютора текстильных изделий. Система анализировала данные за три года, включая временные ряды по продажам SKU, сезонность и новостной фон. На основе этого она не только строила прогноз расхода товара на 4, 8 и 12 недель, но и генерировала управленческие рекомендации. Например, система могла советовать временно сократить производство определенной позиции и уделить внимание другому перспективному SKU, параллельно визуализируя графики продаж и прогнозов.
Особое место в логистике, по словам Васильева, занимает видеоаналитика. Он привел пример объекта критической инфраструктуры, где использовалась технология компьютерного зрения, в которой применяются большие модели зрения и камеры для обработки и анализа визуальных данных. Камеры фиксировали номер машины и сопоставляли его с заказ-нарядом. Другая камера с помощью Vision Large Model описывала содержимое кузова, вместо того чтобы распознавать конкретные классы объектов. Система проверяла соответствие между тем, что машина привезла или вывезла, и данными в документах, фиксируя любые несоответствия. Дополнительно анализировалось соблюдение регламентных процедур: заезд на весы, погрузка, обход машины охраной. На основе этого формировался краткий отчет для директора по безопасности.
Напомним, объем мирового рынка искусственного интеллекта в логистике и управлении цепочками поставок, который по итогам 2024 года превысил $20,1 млрд, демонстрирует взрывной рост. Согласно последнему исследованию Global Market Insights, Inc., к 2034 году его стоимость превысит $196,58 млрд. Такую динамику аналитики объясняют острой потребностью бизнеса в реальной видимости всех звеньев цепочки поставок, точном прогнозировании спроса, автоматизации складов и оптимизации маршрутов. LR
История вопроса
Внедрение цифровых платформ способно в 3 раза снизить транзакционную себестоимость перевозки
Форсайт – не болтология: сценарное планирование как топливо для рывка на новых маршрутах
Логистика 2.0: $200 млрд на интеллекте
По его словам, рынок ИИ-решений для логистики демонстрирует устойчивый рост на 25-30% в год, а сама тема искусственного интеллекта входит в топ-3 наиболее востребованных направлений для внедрения. На начало 2024 года лидирующие позиции занимали технологии машинного зрения, однако сейчас наблюдается активный подъем генеративных методов. Около 22% компаний уже ввели специальную руководящую должность, отвечающую за цифровое развитие, например, директора по ИИ.Внедрение цифровых платформ способно в 3 раза снизить транзакционную себестоимость перевозки
Форсайт – не болтология: сценарное планирование как топливо для рывка на новых маршрутах
Логистика 2.0: $200 млрд на интеллекте
Васильев подчеркивает, что основой для создания корпоративных ассистентов и агентов служит цифровая экосистема компании. Она включает в себя базы знаний, переписки в чатах и почте, все документы на корпоративных дисках, записи встреч в аудио- и видеоформате, системы видеоаналитики и отчеты. Эксперт приводит определение цифрового двойника как набора виртуальных копий процессов организации. Именно на этой основе строятся ассистенты, способные трансформировать операционную деятельность.
При этом большая языковая модель сама по себе составляет лишь около 5% успеха. Васильев называет ее «убедительным болтуном», который, без опоры на строгий контекст и бизнес-процессы, может генерировать непрофессиональные решения. Ключевая ценность возникает при комбинации языковых моделей с другими технологиями и данными компании, что позволяет создавать многоагентные системы, способные заменить целые отделы аналитиков.
В качестве примера Васильев описывает кейс для компании, занимающейся логистикой. Внутри ассистента работала связка из пяти специализированных агентов. Первый агент анализировал каталог продукции завода-изготовителя и выявлял серийные изделия. Второй декомпозировал изделия на компоненты. Третий присваивал этим компонентам класс продукции для таможенного оформления. Четвертый агент, чтобы исключить характерные для ИИ «галлюцинации», формировал строгий запрос в базу данных компании-поставщика и проверял наличие компонентов на складе. В результате всего за 90 секунд система формировала готовый отчет о компонентах, необходимых целевому заводу и доступных для немедленной поставки. Это позволило сократить среднее количество встреч перед заключением сделки на 20%, ускорив принятие решений.
Другой кейс касался оптимизации складских запасов для дистрибьютора текстильных изделий. Система анализировала данные за три года, включая временные ряды по продажам SKU, сезонность и новостной фон. На основе этого она не только строила прогноз расхода товара на 4, 8 и 12 недель, но и генерировала управленческие рекомендации. Например, система могла советовать временно сократить производство определенной позиции и уделить внимание другому перспективному SKU, параллельно визуализируя графики продаж и прогнозов.
Особое место в логистике, по словам Васильева, занимает видеоаналитика. Он привел пример объекта критической инфраструктуры, где использовалась технология компьютерного зрения, в которой применяются большие модели зрения и камеры для обработки и анализа визуальных данных. Камеры фиксировали номер машины и сопоставляли его с заказ-нарядом. Другая камера с помощью Vision Large Model описывала содержимое кузова, вместо того чтобы распознавать конкретные классы объектов. Система проверяла соответствие между тем, что машина привезла или вывезла, и данными в документах, фиксируя любые несоответствия. Дополнительно анализировалось соблюдение регламентных процедур: заезд на весы, погрузка, обход машины охраной. На основе этого формировался краткий отчет для директора по безопасности.
Напомним, объем мирового рынка искусственного интеллекта в логистике и управлении цепочками поставок, который по итогам 2024 года превысил $20,1 млрд, демонстрирует взрывной рост. Согласно последнему исследованию Global Market Insights, Inc., к 2034 году его стоимость превысит $196,58 млрд. Такую динамику аналитики объясняют острой потребностью бизнеса в реальной видимости всех звеньев цепочки поставок, точном прогнозировании спроса, автоматизации складов и оптимизации маршрутов. LR
Тэги: ИИ, прогнозы, кейсы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


